Историческаяя Россия
Главная | о преданиях города Коврова | Регистрация | Вход
 
Четверг, 21.11.2024, 10:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ЧАСЫ
фРАЗА ДНЯ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Мои Банеры

В.Туторский. Исторические заметки и предания о г. Коврове

Ковров, уездный город здешней губернии, принадлежит к числу городов, открытых в царствование Императрицы Екатерины II. Местность, на которой возник г. Ковров, занята была прежде деревнею Елифановкою, а потом селом Рождественным, перешедшим в XVI столетии к Князьям Ковровым, давшим название этому селу и впоследствии самому городу.

Князь Василий Андреевич Ковер был первым Наместником великой Перми. Князья Ковровы находились в родстве с Князьями Ромодановскими: это можно было видеть из копий с писем Князя Василия Андреевича Ковра из Перми, внесенных в записную книгу города Коврова, которая хранилась в Ковровской Градской Думе и сгорела во время пожара бывшего в 1834 году. Все эти письма могли бы дать средства к подробному раскрытию давно былого: в них много было интересного о нравах и обычиях Пермяков, их разные обряды и языческие верования. в ту же записную книгу включены были все сборы: денежные, хлебные, рыбные, звериные ловли и в особенности ловли бобровые, которые в прежнее время были здесь весьма значительны, что видно из отказных и раздельных грамот Князей Ковровых и межевых и полюбовных договоров. Неизвестно, долго ли Князь Василий Андреевич Ковер управлял областию великой Перми, но из надписи высеченной на надгробном камне над ним, который в числе других девяти камней находится на Ковровском кладбище в часовне, видно, что в 7039 (1531) году он погребен тут. Впрочем Василий Ковер не первый из Князей Ковровых; в хронологическом порядке памятников надписаны имена Князей Романа, Ивана, Алексея, Андрея, и уже его Василия и потом детей его Князей Семена, Ивана и Андрея. Хранились еще до пожара 1834 года поименные челобитные в сельцо Ромоданово Князьям Ромодановским (Ромоданово в 24 верстах от Коврова. Родовое кладбище Князей Ромодановских находится в слободе Мстере Вязниковского уезда) и в село Троицкое Князьям Пожарским (Село Троицкое в 7 верстах от Коврова. Здесь и доселе указывают на жилище Князей Пожарских и еще видны некоторые надгробные камни при Николаевской церкви что на Княжей стороне, в которую Князь Дмитрий Михайлович Пожарский на возвратном пути по очищении Москвы от Поляков приложил крест и полковый свой походный образ Святителя и Чудотворца Николая).

В народе есть следующие предания о Коврове: в XII столетии при великом Князе Георгии Владимировиче Долгоруком основаны в здешнем крае многие селения и города; здесь поселился будто зверолов Елифанко для доставления Князю зверей и место его жительства получило название Елифановки. Великий Князь Андрей Георгиевич Боголюбский воздавая последний долг умершему родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса под названием что в Купалищах (Где были еще язычники и поклонялись богу — Купале), ко дню Успения Божией Матери Великий Князь прибыл к месту где ныне село Любец, имеющее самое живописное местоположение; место это полюбилось Князю; «любо здесь» сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божией Матери; хотелось Князю побывать в Стародубе; от Любца он видел этот город, значительный в то время, — но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь возвратившись уже зимою из Суздаля опять к Стародубу по случаю вьюги сбился с пути и прибыл в стан деревни Елифановки на канун Рождества Христова и приказал выстроить тут Рождественскую церковь; вьюга стихла, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (Ныне называемый Кляземский городок) отсюда он поехал далее и при устье реки Тезы и Мстеры приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне Мстерская слобода.

С тех пор, как Великий Князь приказал построить в д. Елифановке деревянную церковь, деревня эта получила название села Рождествина. Сын Елифана Васька Елифанов взялся срубить и поставить эту церковь и при освящении ее Великий Князь наградил его пустошами, лесами и лугами от реки от Нерехты и по Гремячий враг по Клязьме на кривой дуб и старую ветлу до Нерехты же, как это значится и в писцовых книгах Дьяка Михаила Трусова и Федора Витовтова, значит эти угодья переходили из рода в род под названием пустошей Елифановских.

Частые набеги татар, беспокоившие жителей села Рождествина, вынуждали их укрываться в лесах; скопища Батыевы взявши Гороховец и Муром разграбили и сожгли село Рождествино; жители скрывались в двух верстах от него на Шириной горе (искусственные насыпи и доселе свидетельствуют об этом убежище жителей села Рождествина);

в последующее время время от разных набегов вражеских многие из жителей этого села удалились в укрепленные города и будто бы поколение Елифановых переселилось в Суздаль, — этим предания оканчиваются.

Из актов о Коврове сохранилась только следующая выпись из Суздальских писцовых книг Михаила Трусова и Федора Витовтова 136, 137 и 138 годов уже о селе Коврове, вотчине Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря:

«Вотчина Спаса-Евфимиева монастыря село Коврово Рождественное тож, на реке на Клязьме, а в нем церковь Рождество Христово древяна вверх, да другая церковь Покров Пресвятыя Богородицы (Доныне в Рождественской церкви есть древний дубовый аналой; на нем вырезаны слова: «К образу Покрова Пресвятой Богородицы»), да придел Иван Рыльский Чудотворец древян клецки а в церквах образы и свечи, книги и ризы и колокола и сосуды церковные и всякое церковное строение монастырское и мирское, а у церквей поп Федор Лазарев, дьячек Матюшко Афанасьев пономарь Гришка Селиванов, проскурница Оленица Иванова дочь да церковный бобыль Сенька Денисов; в сележ двор монастырской (Двор монастырской находился, как видно, тут, где ныне выезд из города по Муромскому тракту и существует колодезь, под названием «монастырской») детеныш Сенька Фролов дворник монастырской Петрушка Алексеев прозвище Дружинка, да крестьян Антипко Фролов, Спиридонка Терентьев, Павлин Павлов и еще 28 дворов. Пустошь Васьки Елифанова пашни паханые середние земли 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена по реке по Клязьме в Луке солоной да в Медведковой Луке, да в Рождественной Луке 150 копен, да в Оресцовой Луке половина острова Лукина лесу непашеннова в длину на полверсты, к селу ж Коврову припущено в пашню пустошь Ивонина, пашни перелогом, и лесом поросло 6 четвертей; к селу ж Коврову деревень: деревня Щекина, Салтаново с пустошами и разными землями. Да к селу ж Коврову монастырской рыбной ловли в реке Клязьме стрежень и заводи от реки от Нерехты да от кривой ветлы вниз по Гремячий враг, да по кривой дуб; озер: Букарево, озерко Мольцово, заводь в Клязьме реки Слюда, д в Медведковой луке озерко, а у него по обеим концам по озеринке заводь в Медведковой луке, заводь в Солоной луке, заводь Кукинская, озерко Рождественное».

Владимирские губернские ведомости. 1857 (23 ноября). №47 с.251-253.

КАЛЕНДАРЬ
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Форма входа
Поиск
ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ
Мой архив
Интересно
Регион - РЯЗАНЬ

регион
РЯЗАНЬ
ТЭГИ
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024