В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного
Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные
территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это
требовало развитие морского транспорта, способного справляться с
суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по
освоению русского севера. Именно по этой причине в России появляется
ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного
флота "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в
мире. "Святогор", который позже будет переименован в "Красин",
усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на
несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии
отечественного ледоколостроения. За почти 70 лет своей трудовой
деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал -
затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции
Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны;
проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.
А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде,
становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...
Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого
десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола
"Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак"
долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в
1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом
вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания
второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое
задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила
руководству Морского министерства разместить этот заказ. Однако в
начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено
строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный
преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен
контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый
ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и
несколько превосходил его по тактико-техническим данным.
Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был
заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса,
полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых
помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск
корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев
отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые
машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского
военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на
ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав
флотилии Северного Ледовитого океана. Всего на постройку, ходовые
испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола
понадобилось ... чуть больше года. 
Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают ...
затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов
к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время
англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои
функции, но уже под английским флагом.

В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при
личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на
службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь
Леонида Красина

В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот
год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле ,
пережившего катастрофу дирижабля "Италия". В 1928 г. экспедиция из
16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на
Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины -
"Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел
над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил
Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с
дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал
только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два
иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек.
К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под
флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на
борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее
полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике.
Это была первая в истории человечества международная спасательная
операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран.
Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и
недоброжелатель Нобиле, Руаль Амундсен узнав о катастрофе,
незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью
спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении
на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и
французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого
находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик
Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга
оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался
дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только
спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола
"Красин". В память о той спасательной экспедиции на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые
возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых
условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем
судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом -
высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя
ледокол. Однако Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным
флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и
не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу
Главсевморпути.
|