В статье "Предисловие имён
человеческих" одного из Азбуковников о происхождении древних славянских и
русских имён говорится так (оцените музыку родной речи!): "Первых
родов и времен человецы бывше и прежде закона и сущие в законе и в
благодати до некоего времени даяху детем своим имена, якоже отец или
мати отрочати изволит, или от взора и естества детища, или от времене,
или от вещи, или от притчи... Такожде и словене прежде крещетни их даяху
имена детем своим сице: Богдан, Бажен, Первой, Второй, Любим, и ина
такова".
С крещением Руси и распространением
христианства уже с начала XI в. появляются у нас и первые христианские
имена: Георгий, отрок князя Бориса (1015), князь Евстафий Мстиславич
(1033), посадник Констянтин сын Добрынь (1018) и т. д.
В это же время древние славянские
имена тесно соседствуют ещё с христианскими: "в крещении Иосиф, а
мирьскы Остромир" (1050), "нареченный в крещении Василий, руськым именем
Владимир" (1096), "преставися князь Михайло, зовомый Святополк" (1113)
и т. д. Уже с конца XIII в. князья всё чаще называются
христианскими именами без языческих.
Однако нельзя сказать, какие имена
были главными, древние языческие или новые христианские, и каким из них
отдавалось предпочтение. Так, в перечнях лиц одного и того же
общественного положения XII - XIII вв., одинаково именитых, встречаются
христианские и славянские имена: Гюргий Събышкинич, Ратмир Нежатинич
(новгородцы, 1200), Никифор Дуров, Гнездило Савин (новгородцы, 1225),
Контантин Луготинич, Юрята Пипещинич, Намест, Дрочило Нездылов
(новгородцы, 1241). Позже всего, во 2-й пол. XV в., соединение двух имён
встречается в низшем классе - например, в Новгородской писцовой книге
1495 г. такое соединение уже обычно. Впрочем, отнюдь нередки в это время
случаи, когда известное лицо обозначается и одним именем, христианским
или русским. Причём до 2-й пол. XV в. низший класс использовал одно имя,
преимущественно русское: "повар Глебов, именем Торчин" (1015), "имя ему
Чернь", купец, торопчанин (1074), "Сновид Изечевич, конюх" (1097) и т.
д. Любопытное наблюдение: начиная с XV в. встречаются примеры, когда
русское имя в связке с христианским прямо называется прозвищем: князь
литовский Иван, а прозвище ему Баба (1436), Отрохим Семенович, прозвище
Курвель, крестьянин (1507), Иванец с Луцка, Кошель прозванием,
житомирский мещанин (1552) и т. д. Попутно заметим, что и в среде лиц
духовного звания со времён принятия Русью христианства и вплоть до конца
XVII в. встречаются прежние языческие имена: Упирь Лихый, новгородский
священник (1047), Руда, священник псковский (1343), Щербак, священник
на Дону (1688) и т. д.
Со временем традиционные русские имена
теряют былое значение личных имён, и трансформируются в фамильные
прозвища: Ивашко да Юрко Палкины Глупые, своеземцы (1500), Микита и
Судок Мясные, пристава (1598), Матвей да Федот Погорелые, торговые люди
(1566) и т. д.
Энциклопедия "Святая Русь"

|